Как выбрать гида в Петербурге?
(интервью с кандидатом исторических наук, гидом-переводчиком и экскурсоводом Юрием Нежинским)
Что значит хороший гид по Санкт-Петербургу? Как выбрать хорошего гида?
- Добрый день, Юрий Владимирович. Как Вы стали гидом по Санкт-Петербургу и как давно работаете в этом качестве?
- Добрый день. У меня была замечательная учительница по истории в школе, Людмила Александровна Васильева. Благодаря ей я всерьёз увлёкся этим предметом, поэтому после школы поступил на исторический факультет СПбГУ. В университете я узнал о программе гид-переводчик по Петербургу и параллельно с историческим закончил получил профессию гида-переводчика на филологическом факультете. Там, кстати, тоже были прекрасные преподаватели, особенно Наталья Алексеевна Чистякова. Начал работать гидом по Петербургу я в итоге десять с лишним лет назад.
- У Вас большой опыт работы. На Ваш взгляд, в каком случае гостю Петербурга нужно обращаться к индивидуальному гиду?
- Думаю, если человек хочет в ограниченное время наиболее продуктивно осмотреть достопримечательности города и музеев - это оптимальный вариант. Другой вариант- человек приезжает в Петербург с семьёй и ему нужно показать город детям.
- А есть случаи, когда индивидуальный гид человеку противопоказан?
- Единственный вариант, который приходит мне на ум - если турист просто любит медитативные долгие прогулки по городам и по музеям. Но тогда, боюсь, Петербург - не лучший выбор для этого человека. Во-первых, Петербург большой и обойти пешком его исторический центр - в значительной степени подвиг. Во-вторых, погода в Петербурге весьма переменчива и в основном не способствует прогулкам. Что касается музеев, то посетителей в ключевых музеях всегда очень много, а сами музеи на длительные самостоятельные прогулки просто не ориентированы. Например, в Эрмитаже не так уж легко присесть, просто скамеек практически нет. Ну а в дворцах пригородов вообще дольше определённого времени находиться в зале нельзя и маршрут чётко очерчен, да и относятся здесь к самостоятельным посетителям не очень позитивно - они объективно затрудняют работу гидов и прохождение групп, не зная ни маршрута, ни правил его прохождения.
- Почему бы тогда не обратиться к путеводителю?
- Откровенно говоря, качественных путеводителей по музеям практически нет, на мой взгляд. Дело в том, что путеводители по музеям согласно отечественному авторскому праву могут издавать только сами эти музеи. А там для авторов путеводителя главная задача - не заинтересовать читателя и не облегчить ему маршрут по музею, а избежать лишних и спорных моментов, за что к автору могут быть претензии со стороны коллег по цеху. Проще говоря, путеводители по музеям Петербурга - это зачастую сборники имён и дат, а также бессодержательные искусствоведческие выражения вроде «изящный», «очаровательный», «великолепный», «удивительный» и т. д. Есть хорошие путеводители по городу, поскольку здесь есть реальная конкуренция среди авторов, но здесь мы сталкиваемся с проблемой погоды и масштабов Петербурга, о чём уже говорили.
- Предположим, вы будете искать гида по Петербургу для себя и своей семьи. На что вы прежде всего обратите внимание? На квалификацию, на опыт работы?
- Вы удивитесь, но нет. Первое, что меня будет интересовать, это эмпатия по отношению ко мне и моей семье. К сожалению, в советское время сформировалось восприятие гида как аналога учителя в школе, причём, плохого учителя. Т.е. нередко гид воспринимает свою роль следующим образом: он должен передать определённый набор информации слушателю, причём контролируя, чтобы слушатель эту информацию усвоил. Вот такого гида я бы не нанял. То есть для меня принципиально, чтобы гид ориентировался на мои потребности. Т.е. если я захочу сфотографироваться или ребёнок захочет в туалет, гид не будет требовать, чтобы мы продолжили внимательно его слушать и не отвлекались. К сожалению, этому гидов почти никогда не учат. А учат их, что они должны постоянно говорить много часов без перерыва (зачем?) и ни в коем случае не перепутать имена и даты.
- То есть можно путать?
- В этом и есть сложность поиска хорошего гида в Петербурге. К сожалению, подчас глубокие знания идут рука об руку с эгоцентризмом и даже самовлюблюнностью.
- Но если гид действительно любит родной город, в данном случае, Петербург - не это ли критерий профессионализма?
- Уверен, что нет. Мне вообще страшно, когда речь идёт о любви к родному городу. Людей нужно любить, а город знать - вот моя позиция.
- А в чём это проявляется?
- Ну, например, стоит гид полчаса на лютом морозе зимой у Медного всадника и цитирует строки Пушкина, вспоминает Мережковского, Андрея Белого… Это хорошо? Да, если слушатели такие же фанаты литературы. А если нет? А он не унимается и любое предложение пойти погреться воспринимает как личное оскорбление и как гвоздь в гроб отечественной культуры. Это неправильно, и этого я боюсь, когда говорят о любви гида к городу.
- То есть первое, что должен гид по Петербургу уметь делать - это прислушиваться к своему слушателю?
- Совершенно верно.
- И этого достаточно?
- Нет. Он, конечно, и материал должен знать и рассказывать интересно. Но что самое главное - он должен владеть хронометражом. Это важно.
- Что Вы имеете в виду?
- Сплошь и рядом гиды увлекаются каким-то предметом, и в результате у них не хватает времени на базовые вещи, без которых экскурсия полной считаться не может. Вы, наверно, сами помните это со студенческой скамьи. Сколько лекторов смогло полностью прочитать свой курс? И это даже если они не болтали о своей семье, друзьях и так далее
- А почему это важно? По-моему, увлечённый гид это замечательно, пусть лучше половину не расскажет, зато исчерпывающе раскроет какую-то сферу?
- Это Вам так кажется, пока Вы не попали не экскурсию. А если вместо того, чтобы показать Вам весь центр Петербурга за три часа, гид успевает только пару объектов, а потом удивлённо замечает, глядя на часы: «Ой, время закончилось, но Вы ещё приезжайте...». На мой взгляд, любое упоминание в конце экскурсии о том, что мы что-то не успели - это показатель крайнего непрофессионализма. Если только сам слушатель не просит что-то раскрыть подробнее, а что-то убрать.
- То есть на первом месте эмпатия, на втором месте хронометраж. А что дальше?
- Дальше, конечно, подача материала и эрудиция. Именно в такой последовательности.
- А что значит «подача материала»?
- Это значит, что гид должен рассказывать увлекательно и, не побоюсь этого слова, красиво. Больше того, он должен общаться со слушателями, особенно, если речь идёт об индивидуальных экскурсиях. Т.е. у него должны быть развитые ораторские способности и он должен быть человеком коммуникабельным.
- Ораторским способностям? Но ведь кто ясно мыслит, тот ясно излагает.
- Боюсь, что это заблуждение. Я видел немало хороших специалистов в области гуманитарных наук, которые были совершенно неспособны прочесть внятную лекцию. Дело не только в грамотной речи. Нужно знать, как структурировать материал, знать, где пошутить, а где подчеркнуть серьёзность материала. И главное, нужно всё время обращаться к уже имеющимся знаниям слушателя, но так, чтобы не задеть его самолюбие, если он чего-то не знает. Это определённое искусство.
- Ну а как насчёт знаний, всё-таки?
- Это важно. Но с этим как раз у гидов Петербурга в основном всё неплохо. Одного моего коллегу пригласили на собеседование в одну туристическую компанию и давай задавать вопросы о малоизвестных фактах биографии архитектора Андрея Штакеншнейдера. Зачем? Что они хотели таким образом выяснить? Не писал ли он диссертацию по Штакеншнейдеру?
- А какой правильный вопрос для гида по Петербургу, чтобы проверить его знания? Предположим, я ищу гида для себя и семьи и хочу его проверить?
- Предложите ему какой-нибудь интересующий Вас объект в городе или в музее. И попросите его рассказать о нём, как будто Вы находитесь рядом с ним. Вы сразу всё поймёте. Только не план рассказа ("я расскажу Вам об этом, этом и этом"), а именно сам рассказ ("Мы находимся у… Обратите внимание на… Этот символ означает...").
- А это вообще нормально, если я ищу гида по Петербургу - проверить его квалификацию.
- Более, чем. Ещё один очень важный момент при выборе гида - он должен быть заинтересован с Вами работать. Если гид отказывается ответить на Ваши вопросы по телефону или по почте, лучше от него отказаться. Я лучше выберу заинтересованного студента, чем незаинтересованного профессора. Только не нужно злоупотреблять этим. Беседа в течение пяти-десяти минут по телефону даст Вам достаточное представление об эмпатии, коммуникабельности, ораторских способностях и знаниях гида.
- А что гиды хотели бы от своих слушателей и клиентов?
- Чтобы они были вежливыми и интересующимися. В общем, этого вполне достаточно.
Большое спасибо, Юрий. Надеюсь, для наших читателей этот материал будет полезен.