«Двух царствований памятник приличный:
Низ мраморный, а верх кирпичный»
(Эпиграмма на Исаакиевский собор,
за которую сочинителю вырезали язык,
били кнутом и сослали в Сибирь)
Мораль эпиграфа очевидна: с обсуждением Исаакиевского собора нужно быть поосторожнее. Для императорской России это сооружение - главный градостроительный проект в течение полувека и главный собор страны в течение еще 50 лет. Это символ имперского Петербурга.
Снаружи собор производит впечатление огромной чернильницы. Под эту стометровую чернильницу было забито 24 тысячи лиственничных свай, каждая длиной около 7 м., около 30 см. в диаметре. Понимаете ли, это означает, что сваи всё ещё там, под землёй, никакого ремонта или дополнительного укрепления фундамента за последние 150 лет не производилось. Здесь приходится верить на слово.
Что касается монолитных гранитных колонн, окружающих Исаакиевский собор, - их можно увидеть. Более того, Вы их неизбежно на них смотрите, когда заходите в собор и когда выходите из него. Вес каждой колонны - 112 т. Столько же, 112 т., весят 5 млн. туристов, которые его ежегодно посещают.
Осознав своё ничтожество под гнетом всех этих метров и тонн (или величие человеческого разума - это кому как), Вы входите внутрь здания. Здесь я советую прежде всего задрать голову наверх и осмотреть купол. На том месте, где в советское время висел маятник Фуко, теперь голубь, символизирующий Святой дух. Ниже - роспись«Поклонение Богоматери» площадью около 1000 квадратных метров. Для сравнения, это площадь самого большого зала Эрмитажа, Николаевского зала, где проходили балы. Простудившийся на сквозняке во время создания этого плафона Карл Брюллов (помните «Последний День Помпеи»?) уехал на лечение в Италию и не вернулся.
Наверху есть и другие росписи, и даже гальванопластическая скульптура. Но если Вы не хотите лечить шею всё оставшееся время пребывания в городе, лучше вернуть голову в исходное положение и отправиться к центральному иконостасу. Собор не передан РПЦ (хотя в одном из его приделов проходят службы), поэтому царские врата всё время открыты и сквозь них виден витраж - редчайший пример витража в Петербурге.
И неудивительно. Когда витраж установили, выяснилось, что света явно не хватает. Поэтому с самого начала за витражом зажигали свечи, теперь используют электрическое освещение. Изображение Христа в витраже не вполне корректно для православного собора. Он представлен в красном гиматии (плаще), а должен быть в синем. Откуда такая ошибка? Создатель витража был иностранцем, и следовательно, в традициях русской иконописи разбирался плохо.
Среди многочисленных мозаик иконостаса меня больше всего впечатляет «Тайная вечеря». В белом плаще Иуды нет ни единого кусочка белой смальты (непрозрачного стекла) – аллегория лицемерия предателя. Мозаики иконостаса такого качества, что почти неотличимы от картин. Кроме одной - той, что стоит отдельно. Это огромное изображение Святого Петра создавалось для купола, поэтому от полировки поверхности в данном случае отказались.
После того как Вы осмотрели мозаики и живопись, самое время перейти к минералам. Не дайте зрению себя обмануть! Малахитовые (зелёные) и лазуритовые (синие) колонны – не цельные. Это т.н. «русская мозаика»: тонкие (несколько миллиметров) срезы камня, прикрепленные к каменной или металлической основе. Помимо лазурита и малахита повсюду Вас окружает мрамор. Как водится, иностранный мрамор - на стенах, русский - на полу. Любители геологии и минералогии будут скакать от восторга у бюста архитектора собора Огюста Монферрана: он создан из всех видов минералов, использованных в облицовке интерьера. Бюст прижизненный – его Монферран с удовольствием демонстрировал в своей гостиной.
А лучше бы внимательнее занимался строительством собора, из-за его ошибок строительство пришлось заморозить почти на десятилетие, а колонны собора до сих пор постоянно отклоняются в разные стороны, и под них приходится забивать клинья.
Как же так получилось? Правда ли, что американцы скопировали конструкцию купола Исаакиевского собора в конструкции Капитолия? Где и зачем в соборе находится более миллиона глиняных горшков? Правда ли, что Петр I был бы Исаакием I, если бы не смерть родственницы? На эти вопросы я с удовольствием отвечу Вам во время индивидуальной экскурсии.
Резюме:
Памятник | Исаакиевский собор |
Историческое значение | Главная стройка и главный собор страны в течение полувека |
Больше всего впечатляет | Размеры |
Главный шедевр | Мозаика «Тайная вечеря» |
Стоит ли посещать | Да, обязательно |
Полезные советы:
- Колоннада Исаакиевского собора и сам собор - разные экскурсионные объекты с разными билетами. Не забывайте об этом в билетных кассах.
- Колоннада в туристический сезон работает до поздней ночи, музей закрывается раньше.